Артикуляционная гимнастика с использованием биоэнергопластики.
Ежедневные занятия гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что в свою очередь, приводит к уменьшению эффективности от выполнения артикуляционных упражнений. Поэтому я обратилась к необычному и нестандартному методу выполнения артикуляционной гимнастики – пользованию биоэнергопластики.
Термин «биоэнергопластика» состоит из двух слов: биоэнергия и пластика.
Для коррекционной работы наиболее значимым является соединение биоэнергопластики ( плавных упражнений кистей рук) с движением артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционных упражнений рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть и губы.
На основе изученных методических пособий и рекомендаций были разработаны индивидуальные и подгрупповые занятия по коррекции нарушений произношения свистящих, шипящих, сонорных звуков с включением специальных движений кистей и пальцев рук на каждое артикуляционное упражнение.
Каждый ребенок неповторим и своеобразен, состояние артикуляционной и пальцевой моторики, протекание мыслительных процессов у каждого индивидуально.
Таким образом, применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления. Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребенка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка и губ.
Сильная мотивация, применение игрового метода на занятиях развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь.
Упражнение «Бегемотик»
Цель: выработать умение удерживать открытый рот в течении нескольких секунд.
«Широко открыли ротик-
Получился «бегемотик».
А затем открыли рот –
Отдыхает «бегемот».
Упражнение «Лягушка»
Цель: выработать умение удерживать губы в улыбке в течении несколько секунд.
«Превратили нас в лягушек-
Дотянулись мы до ушек.
Дотянулись, улыбнулись,
А затем домой вернулись.»
Упражнение «Трубочка»
Цель: Учить вытягивать губы вперед трубочкой и удерживать в таком положении несколько секунд.
«Словно трубочка у нас дудочка.
Подудим мы в трубочку,
Тянем губы трубочкой»
Упражнение «Качели»
Цель: учить выполнять точные и ритмические упражнения языком.
«На качелях мы качались,
Высоко вверх поднимались,
Вверх – вниз, вверх – вниз,
Очень крепко ты держись»
Упражнение «Блинчики»
Цель: выработать умение удерживать широкий язык.
«Мы испечь блины решили,
Много теста замесили.
Чтобы было веселей,
Пригласили всех друзей»
Упражнение «Маляр»
Цель: учить выполнять плавне движения языком, тренировать подъязычную связку.
«Наведем порядок в доме
И поможем маме.
Кисточки возьмем мы в руки,
Все покрасим сами»
Литература.
1. В.Г. Бушлякова. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластиков.
Санкт-Петербург. Детство-Пресс. 2011г.