«Домашнее чтение для сердца и разума»
Всем известен интерес детей к книге. Это увлечение возникает на пути от простого любопытства – к удивлению, от удивления – к активной любознательности, а от нее – к знаниям.
Природную любознательность ребенка полнее всего удовлетворяют книги. Очень много зависит от того, как относятся к книге в семье.
Родители сами должны быть начитанными и уметь пересказать содержание произведения, передать свое мнение о книге.
Важный способ приобщения детей к книге – чтение вслух. Способствует развитию интереса к чтению циклическое чтение, т.е. в течении некоторого времени книга читается по частям или отдельно по главам. Во время вынужденного перерыва поддерживается интерес к дальнейшему содержанию книги.
Интересен и прием использования традиций семьи: детям читать то, что читали в детстве их родители.
Постепенно можно подвести ребенка и к самостоятельному выбору книги. В семьях же, где на это не обращают внимание, где книга не в почете, либо ее читают нетерпеливо, поверхностно, мы встречаемся еще и с подменой чтения просмотром телевизора, что приносит лишь вред ребенку.
Итак, книга создает важнейшие предпосылки для дальнейшего развития ума ребенка, нравственности и эстетического восприятия мира.
Когда родители знакомят детей с художественной литературой, они должны постараться решать разнообразные задачи, связанные с развитием речи ребенка. Вопросы по содержанию рассказа, стихотворения или сказки могут задаваться в самой разнообразной форме:
- О чем говорится в этом стихотворении?
-Что нового и интересного ты узнал из прослушанного рассказа?
- Что можешь рассказать о герое сказки? Какой он? Что произошло с героем?
-Чтобы понять насколько ребенок понимает средства художественной выразительности, задайте вопросы: Какие слова и выражения из этой сказки тебе больше всего запомнились, понравились? Какими словами назвал автор в сказке зверей и почему?
Приучайте детей бережно относится к книге. Объясните детям правила:
«Посмотрел книгу – положи на место»
«Если хочешь посмотреть книгу, проверь руки, чистые ли они?»
«Книгу рассматривают только сидя за столом!»
«Учите ребенка правильно листать книгу с правого верхнего угла, не смачивая палец слюной, не заминать страницы»
Запомните, если ребенок привык общаться с книгой аккуратно, то став школьником, он перенесет этот навык и на учебники, тетради и другие школьные принадлежности.
( Литература: «Вместе с семьей» Санкт-Петербург, 2008 г.)